Автоматика - как обеспечить простоту управления

Автоматика - как обеспечить простоту управления

Техника, электроника и программное обеспечение все глубже проникают в нашу жизнь, становятся все более сложными. Одновременно с этим идет процесс упрощения работы с данными устройствами. Если раньше к бытовой технике прикладывались инструкции толщиной с «Войну и мир», то сейчас руководства напоминают комиксы: тонкие, с минимумом текста и картинками. Самые навороченные технологии имеют крайне простое управление.

Мы придерживаемся этой же стратегии при создании промышленных систем автоматики. Внутренняя сложность технологий должна быть спрятана под покровом простоты управления. Что толку от техники, если в ней сможет разобраться только специалист, да и то, потратив на ее изучение неделю-другую? Какой бы замечательной ни была система, в ней нет никакого смысла, если ее не сможет освоить простой работник.



Небольшой пример

Один из наших партнеров до сотрудничества с нами самостоятельно изготавливал шкафы управления на базе терморегуляторов «Овен». Ну что может быть проще? Когда мы предложили ему разработать и изготавливать шкафы на базе контроллеров, нам сказали: «Да вы что, у нас там эксплуатационщики с ТРМками не могут разобраться, а с контроллерами тем более ничего сделать не смогут». При этом у данного предприятия уже был опыт использования шкафов автоматики на базе контроллеров. Тот шкаф был разработан одним из передовиков отрасли автоматизации, и предполагалось, что проблем с его эксплуатацией не возникнет. В тот раз персонал так и не смог до конца освоить работу с системой, задергав всех звонками и претензиями. Хотя система была работоспособна, у них осталось только негативное впечатление от ее использования.

В качестве эксперимента мы убедили заказчика дать нам шанс и изготовить опытный шкаф. Несмотря на высокую степень автоматизации и большое количество функций, управление данным шкафом было сделано крайне простым.

И вот первые испытания на объекте. Конечно, все немного волнуются, некоторые настроены крайне скептически. С оператором проведен 30-минутный инструктаж, и вот «Пуск»! В том, что все заработает, мы не сомневаемся, важнее посмотреть, как операторы справляются самостоятельно с нашим оборудованием. Мы тихонько стоим в стороне, глядя на то, как человек, с которым только что был проведен инструктаж, справляется с работой. За два часа работы с установкой оператор только один раз подошел задать вопрос, который в руководстве по эксплуатации был изложен достаточно развернуто, но кто в наше время читает техдокументацию! Многие вообще считают, что ее надо читать, только если что-то не работает.

Тем не менее, скептики свое мнение не изменили, сказав, что 2 часа не показатель. Мы с ними согласились и оставили установку в работе на несколько дней. Для экстренного решения вопросов операторы записали телефоны наших инженеров...

В общем, после недельной эксплуатации даже закоренелые скептики признали, что данная система может легко эксплуатироваться неподготовленным персоналом. Теперь это наш хороший партнер, с которым мы плодотворно сотрудничаем.


В чем же секрет простого управления?


Простота

Существует ряд правил, соблюдая которые можно сделать человеко-машинный интерфейс понятным на интуитивном уровне. Возьмем, например, принцип задания номеров приоритета включения нескольких однотипных механизмах. Обычно это делается через меню панели оператора. В него необходимо войти, назначить номера каждому механизму, подтвердить эти номера и выйти. С учетом того, что неподготовленный персонал часто начинает путаться в странницах меню, уходить на другие страницы, либо вообще боится ввести что-нибудь не то, даже такая простая операция вызывает сложности.

Мы же пошли по другому пути. Номера присваиваются нажатием пусковых кнопок агрегатов. Тот агрегат, кнопку которого нажали первой, ставится первым в очередь, второй – вторым и так далее. Этот принцип прекрасно зарекомендовал себя и практически «на лету» понимается операторами.

Самым лучшим показателем в данном случае будет ситуация, когда персонал сможет управляться с системой, вообще не заглядывая в руководство по эксплуатации.


Наглядное изображение, легко читаемая информация

Вся информация, отображаемая либо размещенная на органах управления, должна быть простой, понятной и на русском языке. Вроде бы очевидное правило, но оно почему-то редко соблюдается производителями средств управления. Попробуйте, например, справиться с настройкой простых ПИД-регуляторов без использования инструкции. Если Вы не знаток, то у Вас это скорее всего не получится, ведь все настройки отображаются на дисплее в виде условных символов, перевести которые можно только с помощью инструкции. Тоже самое с аварийными сообщениями: понять, в чем авария у прибора, можно только с помощью инструкции. А как часто документация находится непосредственно на рабочем месте? Ее там нет в 99% случаев.


Защита "от дурака"

Неправильные действия человека не должны приводить к неправильному функционированию системы. Всегда существует возможность того, что персонал не вполне верно будет управлять системой. Например, ошибочно введет уставку поддерживаемого параметра, запустит агрегат, который нельзя включать без включенных дополнительных агрегатов, и масса других вариантов. Как гласит основной закон Мерфи: «Если какая-нибудь неприятность может произойти, она случается». Поэтому важно, чтобы ошибочные действия не приводили к возникновению аварийных ситуаций. Как раз об этом и должна позаботиться грамотная автоматика.

Конечно, есть еще закон Нейсдра, гласящий, что «можно сделать защиту от дурака, но только от неизобретательного». Всегда остается вероятность создания персоналом нештатных ситуаций, но хорошая автоматика снижает ее в разы.


Самодиагностика

Если какой-то из элементов системы отказал, то автоматика должна диагностировать эту поломку и выдать однозначное сообщение, благодаря которому персонал будет знать, что делать, и быстро определит причину неполадки.
Есть еще масса принципов, отразить которые не позволяет формат статьи.

Подписаться на рассылку


E-mail:





Шкафы автоматики – сложная система, состоящая из большого количества частей. Человеку, не так часто ...
Время сегодня – самый важный ресурс. Опытные руководители знают ему цену, поэтому предпочитают компл...
Когда на предприятии встает вопрос об автоматизации технологических процессов, то первый вопрос, кот...
Этот вопрос рано или поздно возникает перед каждым производителем промышленного оборудования. Доводо...